ОСОБОЕ МНЕНИЕ


Борьба с коррупцией - ДЕЛО КАЖДОГО! Разместите наш баннер на своем сайте.


Программа

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru


Скачать Программу в формате .DOC

Утверждено решением Правления

                                                                                   "26" июня 2013года.

                                                                                  М.П.

Программа разработана:

Факультетом национальной безопасности

Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации.





 Программа
Межрегиональной общественной организации

"КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ"

Москва 2013 г.

Введение.

         Сегодня практически все органы государственной власти демонстрируют активную антикоррупционную деятельность. В отдельных случаях удалось добиться сокращения уровня коррупции. Тем не менее, пока что нельзя говорить не только о победе над ней, но и о заметном ее снижении. В масштабах страны, усилия власти пока что не привели к существенному результату, а в подавляющем большинстве случаях эксперты даже констатируют рост коррупции. Основной причиной отсутствия сокращения глобальной коррупционной угрозы, является не столько пассивность власти или допущенные ею ошибки при разработке и реализации антикоррупционной политики, сколько острый недостаток активной и осознанной поддержки такой политики со стороны общества и бизнеса.

Чаще всего подобная ситуация наблюдается в регионах с невысоким уровнем благосостояния и образования у основной части населения, а также там, где наблюдается достаточно высокое отчуждение власти от общества. Было бы ошибкой утверждать, что для сокращения коррупции в таких регионах власть  не прилагает усилий. Однако такие усилия, не редко реализуются в формах, недостаточно учитывающих особенности жизни соответствующих обществ и потому отвергаемых большинством их членов, в особенности, если эти усилия содержат элементы принуждения и ассоциируются с политикой (неважно, действительной или воображаемой).

Вот почему существующий подход к продвижению антикоррупционной деятельности требует определенной корректировки – прежде всего сосредоточения усилий для максимального включение в этот процесс самых широких кругов общества и бизнеса во всех регионах. Руководство страны постоянно провозглашает необходимость сотрудничества власти, бизнеса и иинститутов гражданского общества и даже предусматривают определенные механизмы такого сотрудничества. Однако для решительного прогресса в достижении целей антикоррупционной политики требуется скорейшая консолидация усилий всех заинтересованных в этом систем и структур, необходима их самоорганизация и активизация позитивной и конструктивной антикоррупционной работы в каждом регионе, в каждом сегменте рынка. Иначе говоря, для устранения глобальной коррупционной угрозы гражданское общество, бизнес и здоровая часть государственного аппарата должны повсеместно принять самое деятельное участие в практическом и позитивном продвижении антикоррупционных инициатив. Соответствующие антикоррупционные проекты и инициативы прежде всего должны обеспечить формирование в массовом сознании граждан активную позицию неприятия коррупции в любых ее формах и видах, гарантировать массовую поддержку действий государства, направленных на реализацию программ и законов по сокращению коррупции. Решение этой актуальнейшей задачи должна обеспечить реализация Программы Межрегиональной общественной организации «КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ».

Главная задача этой программы – определить ключевые направления активности всех заинтересованных общественных и предпринимательских сил по продвижению антикоррупционной политики в течение ближайшего времени и наметить основные механизмы их участия в таком продвижении. Общественные объединения и иные негосударственные организации, объявляющие борьбу с коррупцией в качестве одного из своих главных приоритетов, существуют, насколько можно судить, практически повсюду, где у населения существует какая-либо реальная возможность самостоятельной социальной активности. Однако деятельность таких организаций часто бывает несогласованной, а многие из них и вовсе не знают о существовании друг друга. В некоторых случаях различные неправительственные организации в одном и том же регионе, причем обладающие внушительным социальным потенциалом, занимают радикально противоположные позиции по иным приоритетным для себя вопросам – социальным, политическим, религиозным и т. п. Таким организациям весьма редко удается самостоятельно напрямую договориться между собой о координации и консолидации усилий в сфере противодействия коррупции – даже если их позиции в этом вопросе весьма близки. Для этого требуются активное и заинтересованное участие «нейтральных» сил, и необходимо создание эффективных механизмов информационного обмена, координации и «посредничества» как на федеральном, так и на региональном уровне. Разработка соответствующих процедур и механизмов является весьма важным аспектом реализации данной Программы. Кроме того, антикоррупционная активность негосударственных организаций, сегодня, как правило, ограничивается оценкой существующего уровня коррупции, обсуждению ее различных негативных последствий и осуждению конкретных коррумпированных представителей власти. Несмотря на высокий эмоциональный накал, часто характерный для такой деятельности, к сколь-нибудь заметному и устойчивому снижению уровня коррупции она не привела.

В результате относительно небольшие ресурсы, которыми, как правило, обладают такие организации, расходуются недостаточно эффективно, более того, сама идея о возможности институтов гражданского общества в одиночку добиться существенного успеха в борьбе с коррупцией все чаще вызывает обоснованные сомнения. Поэтому наша Программа  предусматривает перенос фокуса антикоррупционной активности на реализацию антикоррупционных проектов, имеющих конкретную практическую ценность и таким образом привлекательных для прагматичного по своей природе бизнеса, всегда соразмеряющего затраченные ресурсы и получаемые результаты. Ни для кого не секрет, что негативный, «осудительный» уклон, часто превалирующий в антикоррупционной деятельности, делает практически невозможным открытое участие в такой деятельности бизнес-сообщества, еще более ограничивая ресурсную базу соответствующих институтов гражданского общества и, тем самым, снижая их потенциал. Между тем, именно представители бизнеса являются первыми жертвами коррупции и несут от нее наибольший урон – коррупция деформирует рынки, препятствует добросовестной конкуренции, затрудняет деловое планирование и заметно снижает прибыли. Вынужденное маневрирование компаний в условиях коррумпированного рынка дает основания для их морального осуждения населением и подрывает социальную легитимность бизнеса, затрудняя достижение гражданского мира, без которого бизнес не может быть стабильно эффективным. Бизнес-сообщество, несомненно, является не только главным, но и естественным союзником гражданского общества в борьбе с коррупцией.

Между тем, для продуктивной борьбы с коррупцией каждая бизнес-структура должна иметь возможность по своему выбору участвовать в финансировании разработки и реализации именно тех конкретных антикоррупционных проектов, которые в наибольшей мере соответствуют ее возможностям, деловым интересам и представлениям о целесообразности. Более того, она должна иметь возможность не только детально контролировать целевое использование предоставленных для реализации такого проекта средств, но и непосредственно участвовать в самом проекте.  Разумеется, реализация такого подхода требует выстраивания качественно новых механизмов и технологий взаимодействия между этими социальными силами и соответственно корректировки ставших за последнее десятилетие привычными взглядов на такое взаимодействие. Однако время для такой корректировки назрело.

Практика показывает, что никакая компания не способна стабильно и эффективно противостоять коррупции в одиночку, в то время как консолидированные усилия  в этом направлении бизнеса и институтов гражданского общества способны предотвратить коррупционное давление на нее до реально безопасного уровня. Консолидация усилий общества и представителей бизнеса в борьбе с коррупцией означает, вовлечение в активную, борьбу с этой глобальной угрозой не только общественные организации антикоррупционной направленности, но и все иные институты гражданского общества. Включая академические и журналистские объединения, объединения деятелей искусства и культуры, профессуры и школьных учителей, организации труда, религиозные объединения, объединения потребителей, организации функционирующие на основе общин и т. п. Основанием такой консолидации является тот простой факт, что негативные последствия коррупции сказываются на жизни каждого гражданина России, независимо от его гендерной, национальной, этнической или религиозной принадлежности, независимо от его имущественного и социального положения, профессиональной деятельности, уровня образования, политических взглядов и места жительства. Каждое из таких объединений может и должно сыграть свою важнейшую роль в сокращении коррупции в России.

Академические круги могут обеспечить интенсивные исследования и объяснение глубинных причин и механизмов коррупции. Раскрытие связей между особенностями социально-культурного развития тех или иных сообществ и особыми формами, которые в этих сообществах принимает коррупция как система общественных отношений, выработку адекватных и эффективных специфических механизмов вытеснения коррупционных общественных отношений и их замещения иными здоровыми и позитивными формами. Журналистское сообщество оказывает решающее влияние на общественное мнение и потому должно приложить все возможные усилия для повсеместного распространения информации не только о случаях коррупции и преследования коррупционеров, но и о любых, пусть даже небольших успехах в противодействии ей со стороны рядовых граждан, бизнеса и государственных организаций. В том числе о случаях успешного предупреждения коррупционных проявлений, показывающих практическую возможность населения и бизнес-сообщества индивидуальными и коллективными усилиями не только добиваться наказания преступников, но и не допускать самого совершения коррупционных преступлений.

Незаменимую роль в усилении этического противостояния коррупции могут сыграть религиозные объединения. Для этого важной нравственной составляющей религиозного общения должно стать последовательное осуждение любых форм коррупции, а образцы бескомпромиссного противостояния ей – широко распространяться и пропагандироваться в качестве примеров истинного исполнения священного долга каждого верующего.

Профессура, школьные учителя могут обеспечить предоставление детям и юношеству важнейших знаний о происхождении, сущности и причинах коррупции, формах и методах противодействия ей, учитывающих соответствующие социальные и национально-культурные особенности, а также умения эффективно пользоваться этими методами. Такой комплекс знаний, необходимый для формирования у молодого поколения последовательного антикоррупционного мышления и включающий, в том числе сведения о основных мерах, принимаемых властями в сфере противодействия коррупции и должно постепенно интегрироваться в различные национальные и местные образовательные стандарты. Что требует эффективной согласованной работы образовательных сообществ и иных заинтересованных социальных сил.

Также недостаточно вовлечены в антикоррупционную деятельность организации труда. Между тем, объединения наемных работников обладают весьма значительными ресурсами и могут оказать серьезное влияние на сокращение уровня коррупции. В частности они способны весьма эффективно стимулировать отказ бизнес-структур от любых форм коррупционной практики. Как путем активной публичной поддержки такого отказа и справедливого согласования интересов в рамках внедрения и реализации различных внутрикорпоративных антикоррупционных процедур, так и путем организации мощного давления на компании, практикующие коррупционные методы ведения бизнеса. Вплоть до включения соответствующих антикоррупционных положений в трудовые договоры, проведения забастовок и даже бойкота отдельных работодателей. Очевидны и широкие возможности в борьбе с коррупцией организаций потребителей и организации, функционирующие на основе общин. Они могут оказать весьма заметное влияние на положение тех или иных компаний на соответствующем рынке – в зависимости от того, какую позицию эти компании занимают в этой борьбе, целенаправленные действия таких организаций могут существенно повлиять на доходность соответствующего бизнеса.

Не менее важны и согласованные антикоррупционные действия структур бизнес-сообщества, различных объединений предпринимателей – как территориальных, так и отраслевых. Публично выраженная солидарность бизнес-сообщества отдельным компаниям, ставшим объектом шантажа со стороны коррумпированных представителей властей. Различные формы легальной поддержки таких компаний (в том числе организационной и даже материальной), с одной стороны,, и публичный отказ от делового сотрудничества с компаниями, не желающими отказаться от коррупционной практики ведения бизнеса – вот лишь небольшая часть механизмов, последовательное применение которых существенно влияет на уровень коррупции. Вместе с тем не вызывает сомнения и подтверждается опытом, что ни одна из перечисленных социальных сил в отдельности не способна достичь решающего успеха в борьбе с коррупцией. Более того, даже простая совокупность их усилий не ведет к искомому результату – необходима консолидация и, насколько это окажется возможным, координация общих действий на основе постоянного обмена информацией. При этом, опыт показывает, что консолидация и согласование антикоррупционных усилий даже небольшого по началу количества организаций создает мощную синергию – эффект их согласованных действий намного превосходит результат разрозненных усилий существенно большего и в количественном и в качественном отношении состава участников различных антикоррупционных проектов. Такая синергия является главным ресурсом, способным уже в ближайшее время существенно сократить глобальный уровень коррупции, вытеснив соответствующие общественные отношения из области практической нормы в область маргинальную. Именно на достижение в самом ближайшем будущем такого синергического эффекта для решительного прогресса в борьбе с коррупцией как глобальной угрозой стабильному и безопасному развитию России направлена Программа МОО «КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ».

 1. ОСНОВАНИЯ

      Вводимые властями антикоррупционные юридические механизмы и процедуры лишь тогда станут по-настоящему эффективными, когда согласованными и осознанными усилиями самого общества, удастся заместить существующие формы общественных отношений, основанные на нейтральном или даже поощрительном отношении к коррупции, иными, здоровыми формами и в полной мере восстановить деформированные коррупцией этические нормы и представления о справедливости. До сих пор, однако, большинство позитивных инициатив, программ и проектов в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней, выдвигаемых и реализуемых как многими общественными организациями, так и представителями бизнес-сообщества не получает должного распространения – прежде всего из-за недостатка коммуникации. Известность приобретают в основном различные заявления резко критического характера – именно они в большинстве случаев становятся для СМИ «информационным поводом».

      При бесспорной важности критики тех или иных неизбежных ошибок властей в борьбе с коррупцией следует признать, что критика сама по себе не должна и далее оставаться единственной формой взаимодействия власти и общества в этой сфере. Необходимо пересмотреть приоритеты такого взаимодействия, существенно усилив его позитивную практическую составляющую. Поворот от конфронтации к сотрудничеству, насколько это окажется возможным является сегодня основной задачей, поскольку именно сотрудничество и справедливый компромисс составляют фундаментальную основу всякого здорового начинания.

     При этом условии необходимо содействовать формированию добровольной и свободной неиерархической коалиции всех независимых социальных сил, заинтересованных в поддержке практических действий власти и общественных организаций по противодействию коррупции и ее вытеснению из жизни российского общества. В рамках подобных коалиций, объединенных сознанием общности интересов по такому жизненно важному сегодня вопросу, как борьба с коррупцией, могут и должны продуктивно взаимодействовать самые разные структуры, институты и социальные группы, включая и те, которые решительно противостоят друг другу в иных областях. К сожалению, консолидация власти, бизнеса и институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией пока не достигла уровня, достаточного для формирования такой широкой коалиции и обеспечивающего свободный, прямой, непосредственный и непрерывный обмен опытом, знаниями и практиками между всеми заинтересованными общественными силами. В значительной мере это связано с отсутствием достаточно широкой и общей программы позитивных действий, равно привлекательной и для различных структур бизнеса и общества. Такая программа должна быть адресована каждой организации гражданского общества, каждой компании и каждому человеку, независимо от его гендерной, национальной, этнической или религиозной принадлежности, независимо от его имущественного и социального положения, уровня образования или политических взглядов – каждому жителю России, стремящемуся к устранению коррупции в своей стране.

Такая программа должна основываться на шести фундаментальных принципах:

1. Определенность. Программа должна четко определить те направления активности по постепенному практическому вытеснению из жизни человечества коррупции как формы общественных отношений, которые в течение периода ее действия будут стратегически наиболее важными, и реализация которых позволит достичь наибольшего эффекта.

 

2. Позитивность. Элементы программы должны носить отчетливо позитивный характер, быть направлены, главным образом, на содействие и поощрение всех разумных, честных и эффективных действий по сокращению коррупции, включая содействие всем формам поддержки реальных усилий властей по борьбе с коррупцией со стороны общества.

 

3. Практичность. Программа должна определить общие рамки для разработки и реализации ее участниками таких проектов, которые практически повлияют на сокращение уровня коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности. Она также должна создать эффективную основу для прямого и непосредственного участия бизнес-сообщества в практической реализации таких проектов, что существенно повысит эффективность затрат компаний и корпораций на поддержку антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества, в том числе существенно уменьшит риски нецелевого использования выделяемых фондов.

 

4. Привлекательность. Участие в реализации программы должно приносить ее участникам не только моральное удовлетворение, но и практическую пользу. В частности оно должно снижать для участвующих в программе предпринимателей риски всех видов потерь от коррупции в результате осуществления превентивных (в том числе публичных) действий, препятствующих любому вовлечению их в коррупционные ситуации.

 

5. Гибкость. Каждый участник программы должен иметь возможность свободно и самостоятельно или в партнерстве с любыми другими участниками разработать и реализовать в ее рамках те или иные локальные проекты по своему выбору – сообразно своим возможностям и интересам. При этом ничто в программе не должно трактоваться как основание для возложения на ее участников обязанности совершать те или иные конкретные действия, определенные иными участниками.

 

6. Открытость. Программа должна быть открыта для присоединения и участия любых добросовестно, открыто и легально действующих организаций и людей доброй воли, обозначивших свою заинтересованность в практическом противодействии коррупции – в тех пределах, которые установлены для такого присоединения и участия соответствующим национальным законодательством.

 

Осуществление программы возлагает особую ответственность на международные неправительственные организации, включающие борьбу с коррупцией в число своих главных приоритетов. Активность этих организаций должна основываться на безусловном признании права всех народов на собственный жизненный уклад и не должна превращать национальные институты гражданского общества в инструменты внешнего влияния на национальные приоритеты соответствующих народов, тем более, провоцировать и поддерживать конфронтацию между отдельными национальными институтами гражданского общества. Равным образом деятельность национальных и международных неправительственных организаций в сфере борьбы с коррупцией не должна служить инструментом продвижения политических и экономических интересов каких-либо государств.

 

В рамках реализации такой программы главной задачей должно стать содействие участникам программы в прямом свободном обмене необходимой информацией – знаниями, опытом, эффективными практиками – между собой. Сбор и массовое распространение информации, практическая помощь в заключении и исполнении различных соглашений о партнерстве для достижения конкретных целей антикоррупционной деятельности между любыми участниками программы, содействие признанию, одобрению и поддержке позитивных практических усилий всех участников программы.

Предлагаемая Программа Межрегиональной общественной организации «КОМИТЕТ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ», основанная на указанных выше идеях, принципах, призвана стать важным шагом в консолидации общества и бизнеса на всей территории России для практической поддержки усилий органов государственной власти в борьбе с коррупцией как глобальным вызовом XXI века.

 

2. ЦЕЛИ

 

Целями Программы являются расширение, активизация и повышение эффективности совместных позитивных практических действий общества, власти и бизнеса для продвижения и реализации антикоррупционных действий, направленных прежде всего на:

содействие формированию в обществе и бизнесе последовательного и устойчивого антикоррупционного мышления, включая понимание источников и причин распространения коррупции, порождаемых ею угроз для стабильности и безопасности национального и глобального развития,

 

осознание необходимости и возможности личного практического участия каждого гражданина в противодействии ей как индивидуальными, так и коллективными действиями, распространение знаний об эффективных практиках предупреждения коррупции и борьбы с ней, учитывающих локальные экономические, социальные и культурные особенности;

 

укрепление взаимопонимания и содействие организации устойчивого взаимовыгодного сотрудничества и взаимной поддержки частного сектора, общественных организаций, профессиональных объединений (включая академические, журналистские), организаций трудящихся, религиозных объединений, организаций, функционирующих на основе общин и т. д., а также масс-медиа на федеральном, региональном и глобальном уровне в сфере противодействия коррупции;

обеспечение массовой практической поддержки со стороны общества и бизнеса принимаемых органами власти мер по более эффективному и действенному предупреждению коррупции и борьбе с ней на национальном и международном уровне.

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ

 

3.1. Формирование общественного неприятия коррупции и пропаганда индивидуальных и коллективных действий по ее сокращению

 

3.1.1. Содействие распространению понимания причин возникновения и условий развития коррупции в различных экономических, социальных и культурных условиях, содействие правовому просвещению населения, в частности массовому освоению гражданами методов и форм противодействия коррупции:

 

осуществление активной поддержки и поощрения исследований, разработки, распространения и реализации специализированных образовательных программ по противодействию коррупции для различных возрастных, профессиональных, национально-культурных, религиозных и иных социальных групп, издание соответствующих учебных и методических материалов;

 

поддержка общественных инициатив, направленных на включение знаний по вопросам противодействия коррупции в различные образовательные стандарты.

 

3.1.2. Содействие всевозможным формам социальной рекламы антикоррупционного поведения (с учетом национально-культурных, религиозных, социальных и иных особенностей целевой аудитории), наглядно показывающей не только пагубность коррупции, но и практическую возможность ее преодоления:

 

содействие сбору, систематизации, переводу на различные языки мира, публикации и повсеместному распространению информации об успешных индивидуальных и коллективных практиках в сфере противодействия коррупции;

 

содействие различным формам поощрения лиц и организаций, разработавших и/или реализовавших эффективные практики в сфере противодействия коррупции.

 

3.1.3. Содействие широкому вовлечению СМИ в позитивную информационную деятельность по предупреждению коррупции и поддержку борьбы с ней на федеральном и региональном уровне:

 

содействие формированию у журналистского сообщества, редакций местных, национальных и региональных печатных и электронных СМИ понимания необходимости максимально широкого информирования своей аудитории о позитивной практической деятельности, направленной на предупреждение и сокращение коррупции, осуществляемой правительственными структурами, деловыми кругами, институтами гражданского общества, а также о примерах успешного противостояния коррупции;

 

поддержка создания редакциями печатных СМИ постоянных рубрик и блоков информации, посвященных противодействию коррупции, создания соответствующих постоянных тематических передач на телевидении и радио;

 

способствование созданию национальных и региональных специализированных телепрограмм по вопросам противодействия коррупции, поддержка и поощрение инициатив медийных компаний по безвозмездному размещению тематических видеоматериалов этих телепрограмм в качестве социальной рекламы, а также их размещению в общедоступном бесплатном сегменте сети Интернет;

 

содействие расширению аудитории специализированных изданий по вопросам борьбы с коррупцией, распространению этих изданий в различных странах мира и на языках народов мира;

 

способствование созданию и распространению электронных версий специализированных периодических изданий по вопросам противодействия коррупции, в общедоступном бесплатном сегменте сети Интернет;

 

содействие организации, проведению и широкому освещению национальных, региональных и международных конкурсов среди журналистов и иных работников СМИ, чьи публикации и профессиональная деятельность связана с активным и последовательным противодействием коррупции (включая публичное поощрение лиц, оказавших поддержку проведению таких конкурсов и формированию соответствующих премиальных фондов).

 

3.1.4. Содействие изучению и учету при выработке и дальнейшей своевременной корректировке стратегии и тактики противодействия коррупции на национальном, региональном и международном уровне общественного мнения, в том числе по следующим актуальным темам:

 

формирование у населения негативного отношения к любым формам коррупционной практики;

 

влияние средств массовой информации на правосознание населения и формирование в массовом сознании понимания необходимости противодействия коррупции.

 

выявление факторов, определяющие формирование у населения, представителей различных социальных групп негативных стереотипов о «невозможности» и «бесполезности» борьбы с коррупцией и резервы преодоления таких стереотипов.

 

3.1.5. Содействие широкому привлечению академических кругов, экспертного сообщества к участию в многодисциплинарных научных исследованиях по всему кругу вопросов предупреждения коррупции и борьбы с ней:

 

поддержка разработок методов, процедур анализа и мониторинга состояния коррупции как системы общественных отношений, выявления наиболее существенных факторов, способствующих более эффективной борьбе с ней,

 

подготовки рекомендаций по адресным мерам экономического, социального и правового развития, способствующим вытеснению коррупции более здоровыми общественными отношениями без помех экономическому развитию и без социальных потрясений;

 

содействие разработке, широкому распространению и надлежащему применению адекватных и надежных методов предварительной оценки (в частности социологической экспертизе) планируемых мероприятий информационных и агитационных кампаний в рамках различных национальных, региональных и международных инициатив, программ и проектов в публичном секторе, в частном секторе, в гражданской жизни, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;

 

содействие выработке и всемерному распространению методов и процедур надежной и адекватной оценки эффективности осуществляемых правительственными органами и гражданским обществом мероприятий по формированию у населения активной позиции по поддержке целей и конкретных мероприятий властей по реализации антикоррупционной политики;

 

3.1.6. Содействие проявлениям солидарности с лицами и организациями, обоснованно публично заявившими о фактах коррупции, оказанию им поддержки, а при необходимости – и правовой помощи для защиты от несправедливого обращения:

 

3.1.7. Содействие в открытии и организации работы в регионах антикоррупционных приемных Комитета в том числе на базе бизнес-структур, с целью оказания квалифицированной юридической помощи населению и повышения уровня правового просвещения;

Содействие в проведении мониторинга общественного мнения о деятельности  правоохранительных органов и чиновников на местах и на основе мониторинга готовить предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности их работы;

содействие широкому распространению в СМИ корректной информации о случаях добросовестного и обоснованного публичного сообщения гражданами, организациями частного сектора, некоммерческими организациями о совершенных или готовящихся преступлениях, признаваемых таковыми в соответствии с Российским законодательством;

 

содействие общественным инициативам, направленным на моральную и иную необходимую легальную поддержку лиц и организаций, обоснованно публично заявивших о фактах коррупции;

 

3.1.8. Содействие формированию и распространению практики легального давления бизнес-сообщества, некоммерческих организаций (в том числе профессиональных, трудовых и религиозных, а также организаций, функционирующих на основе общин) на структуры частного сектора, не желающие прекратить использование коррупционных методов ведения бизнеса:

 

содействие публикациям в СМИ, переводу на различные языки мира и повсеместному распространению информации об обоснованном отказе организаций частного сектора и их объединений, некоммерческих организаций от сотрудничества с компаниями, продолжающими вести коррупционную деятельность;

 

содействие общественным инициативам, направленным на стимулирование бизнеса и некоммерческих организаций, проводящих политику отказа от любых форм сотрудничества с участниками коррупционной деятельности;

 

содействие инициативам некоммерческих организаций (включая профессиональные, трудовые и религиозные объединения и организации, функционирующие на основе общин), направленым на добровольный отказ потребителей от продукции и услуг организаций частного сектора, не желающих прекратить использование коррупционных методов ведения бизнеса, уклоняющихся от публикации нефинансовой отчетности, в том числе – широкое распространение на национальном, региональном и глобальном уровне информации о таких инициативах.

 

3.2. Распространение и популяризация эффективных практик противодействия коррупции в частном секторе

3.2.1. Содействие организациям частного сектора, разрабатывающим и внедряющим современные корпоративные кодексы поведения, эффективные методы внутрикорпоративного контроля:

 

способствование формированию разных форм партнерства организаций частного сектора с некоммерческими и академическими организациями, разрабатывающими и реализующими проекты, направленные на укрепление правовых и этических норм в корпоративной практике и уменьшение должностной коррупции;

 

способствование налаживанию и поддержанию постоянного обмена позитивным опытом разработки и применения антикоррупционных практик между организациями частного сектора и институтами гражданского общества – участниками национальных, региональных и глобальных антикоррупционных инициатив;

 

содействие подготовке, переводу на языки народов мира, публикации и повсеместному распространению книг, брошюр, видеоматериалов, иных информационно-агитационных изданий, содержащих описание наиболее успешных внутрикорпоративных практик противодействия коррупции и разнообразную методическую информацию, способствующую разработке и внедрению антикоррупционных механизмов (прежде всего по вопросам предупреждения коррупции), учитывающих национальную и отраслевую специфику предприятий, особенности их корпоративной культуры и т. п.

 

содействие добровольному соблюдению организациями частного сектора стандартов социальной ответственности и этичного поведения, в частности в области противодействия всем формам коррупции;

 

содействие укреплению доверия и сотрудничеству между организациями частного сектора и объединениями трудящихся в разумном и справедливом регулировании трудовых отношений при реализации внутрикорпоративной политики противодействия коррупции.

 

3.2.2. Поддержка и поощрение разработки и реализации современных корпоративных кодексов этичного поведения, эффективных методов внутрикорпоративного контроля по вопросам противодействия коррупции:

 

создание системы стимулирования академического и экспертного сообществ на постоянное обобщение накапливающегося позитивного опыта разработки и реализации внутрикорпоративной политики антикоррупционного поведения, подготовку кодексов успешных практик, иных методических материалов, упрощающих и удешевляющих для организаций частного сектора и прежде всего для среднего и малого бизнеса создание и внедрение кодексов этичного поведения, методов внутрикорпоративного контроля и иных механизмов противодействия коррупции, учитывающих характер и внешние условия деятельности предприятий, в том числе виды и масштабы их деятельности, социальную, экономическую и национально-культурную среду;

 

содействие подготовке, переводу на языки народов мира, публикации и повсеместному распространению книг, брошюр, видеоматериалов, иных изданий, посвященных разнообразным аспектам деятельности организаций частного сектора, добившихся наиболее впечатляющих успехов в реализации внутрикорпоративной политики по противодействию коррупции;

 

содействие национальным, региональным и международным общественным инициативам, направленным на поощрение организаций частного сектора, добившихся наиболее значительных успехов в реализации внутрикорпоративной политики по противодействию коррупции, в том числе путем присуждения общественных наград и иных форм общественного признания и доверия.

 

3.3. Укрепление сотрудничества и доверия между обществом и частным сектором в сфере противодействия коррупции

 

3.3.1. Содействие осознанию человечеством единства стратегических интересов общества и частного сектора в деле преодоления коррупции:

 

содействие созданию, публикации и распространению аналитических, публицистических и художественных произведений (статей, брошюр, книг, фильмов, спектаклей, радиопередач и т. п.), позволяющих максимально широкому кругу людей осознать масштабы ущерба, наносимого коррупцией организациям частного сектора, степень и последствия негативного влияния коррупции на деловую активность;

 

содействие распространению среди населения на национальном, региональном и глобальном уровне объективной информации о реальном противодействии коррупции, оказываемом организациями частного сектора и бизнес-сообществом в целом, о практической поддержке организациями частного сектора активности и инициатив институтов гражданского общества по противодействию коррупции;

 

содействие распространению среди населения на национальном, региональном и глобальном уровне документов и информационных материалов нефинансовой отчетности организаций частного сектора в сфере противодействия коррупции, разъяснению их содержания и важной роли в деятельности организаций частного сектора;

 

содействие расширению и укреплению контактов между организациями частного сектора и институтами гражданского общества – некоммерческими, профессиональными, религиозными объединениями, организациями трудящихся, организациями на основе общин и СМИ, совместной подготовке и реализации ими проектов по предупреждению коррупции и борьбе с ней, включая деятельность по исключению коррупционных факторов из актов национального и местного законодательства.

 

3.3.2. Поощрение участия бизнес-сообщества и отдельных компаний в финансировании и непосредственной реализации проектов, направленных на противодействие и сокращение коррупции:

 

содействие распространению среди населения на национальном, региональном и глобальном уровне объективной информации о конкретных практических усилиях организаций частного сектора по поддержке гражданских инициатив и проектов, направленных на противодействие коррупции;

 

содействие национальным, региональным и международным общественным инициативам поощрения организаций частного сектора, оказывающих наиболее масштабную и эффективную практическую поддержку гражданским инициативам и проектам по предупреждению коррупции, в том числе путем присуждения общественных наград и иных форм общественного признания и доверия, широкого распространения информации о каждом таком поощрении и его основаниях. В частности содействие организации, проведению и широкому освещению национальных, региональных и международных конкурсов «Бизнес против коррупции» в целях поощрения организаций частного сектора, внесших значительный вклад в борьбу с коррупцией;

 

содействие общественной поддержке действий публичных органов по предоставлению режима разумного и справедливого благоприятствования социально ответственным организациям частного сектора, последовательно, и устойчиво демонстрирующим прозрачность, добросовестность и этичное поведение, а также оказывающим значительную и эффективную практическую помощь деятельности институтов гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией.

 

3.4. Обеспечение широкой поддержки обществом и частным сектором усилий правительства в сфере противодействия коррупции.

 

3.4.1. Содействие популяризации антикоррупционного законодательства:

 

содействие формированию самыми широкими кругами населения адекватного понимания содержания и значения антикоррупционного законодательства в укреплении национальной безопасности, справедливости и правопорядка, обеспечении стабильного развития общества, в том числе с помощью распространения и тиражирования текста закона, снабженного пояснениями, подготовленными с учетом особенностей целевой аудитории;

 

поддержка общественных инициатив по включению в национальные и местные образовательные стандарты, требований о знании содержания, целей и значения российского законодательства, а также других правовых документов антикоррупционной направленности;

 

3.4.2. Поддержка усилий органов государственной власти, по практической реализации антикоррупционного законодательства:

 

содействие проведению на федеральном и региональном уровне организациями частного сектора и институтами гражданского общества совместных конференций, семинаров, симпозиумов, рабочих встреч в целях выработки стратегии и координации совместных действий, а также подготовки и реализации проектов по поддержке усилий государственных органов власти, направленных на практическую реализацию антикоррупционного законодательства, включая антикоррупционную экспертизу законодательства;

 

содействие, в том числе информационное и техническое, на национальном, региональном и глобальном уровне организациям частного сектора и институтам гражданского общества в реализации программ и проектов, направленных на стимулирование и поддержку усилий властей по практической реализации антикоррупционных мер;


содействие подготовке и заключению организациями частного сектора, неправительственными организациями, организациями трудящихся, религиозными организациями и иными институтами гражданского общества различных соглашений добровольного оказания помощи правоохранительным органам в реализации антикоррупционных мероприятий.

 

 

 

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Реализация Программы будет способствовать достижению следующих общих стратегических целей в сфере предупреждения коррупции и борьбы с ней:

  

1. Повышение качества и эффективности разработки и реализации национальных программ сокращения коррупции в России на основе более глубокого и обширного изучения мирового опыта и его адаптации к условиям РФ.

 

2. Повышение эффективности усилий государственных органов в сфере борьбы с коррупцией за счет растущего понимания и поддержки этих усилий со стороны общества и частного сектора.

 

3.  Повышение уровня доверия населения к органам государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне и снижение уровня коррупции до социально терпимого уровня.

    

4.  Создание более благоприятных условий для активизации индивидуальной и коллективной позитивной практической деятельности институтов гражданского общества, организаций частного сектора и граждан по противодействию любым формам коррупции.

 

5. Повышение эффективности практических усилий участников Программы по сокращению коррупции за счет их консолидации.

6. Повышение уровня правового просвещения и гражданской ответственности населения, формирование массового антикоррупционного сознания, восстановление деформированных коррупцией этических норм.

 

7.   Повышение социальной ответственности и социальной легитимности бизнеса, укрепление социального мира, что является необходимым условием здорового экономического развития, как государства так и человечества в целом.

 

8. Разрушение негативных стереотипов, улучшение взаимопонимания, укрепление и активизация свободного и взаимовыгодного международного сотрудничества как в деловой, так и в гуманитарной сфере.